Аутизм у детей — что нужно знать с самого начала?

Аутизм у детей

Аутизм у детей

Советы для тех, кто впервые столкнулся с этим диагнозом 

До настоящего времени нет однозначной научной теории основанной на исследованиях, в которой объясняется синдром аутизма. Изучен комплекс исследований, которые указывают на разнообразные физиологические факторы в различных сферах (генетика, неврология, иммунология, эндокринология, биохимия, гастроэнтерология) с многообразными внешними факторами, которые могли повлиять на внутриутробное развитие ребенка или в период раннего возраста. Результаты показали, что аутизм может возникнуть сразу по нескольким внутренним и внешним причинам которые вызывают нарушение центральной нервной системы.

Неврологический диагноз ставится, если болезнь выражена различными физическими проявлениями: двигательными нарушениями, расстройствами речи и зрения. Если присутствуют нарушения в познавательной сфере (эмоциональной и когнитивной), связанной с проблемами «в голове», то ставится психический диагноз.

Признаки аутизма у детей

Родителей, как правило, начинает волновать развитие ребенка, когда ему исполняется полтора — два года. До этого они не сильно беспокоятся по поводу любых отставаний и отклонений своего малыша, и надеются, что развитие его со временем нормализуется. Около двух лет обычный ребенок должен овладеть простейшими умениями, но даже если это не произошло, он всегда понимает, что взрослые хотят от него. И с развитием речи аналогично: если плохо говорит сам, то хорошо понимает обращение к нему, на которое он всегда реагирует.

 Что же должно в поведении ребенка насторожить родителей и вызвать опасения:

  • малыш не глядит в глаза;
  • начал говорить несколько слов, а потом замолчал;
  • мычит, произносит через нос слоги;
  • выбирает неординарные вещи для игр, не замечает своих ровесников, не играет с другими детьми;
  •  ребенок не принимает во внимание маму, погружен в себя, не выполняет просьбы, не отзывается на свое имя;
  •  часто мотает головой, трясет руками, постоянно и монотонно раскачивается;
  •  ходит на кончиках пальцев;
  •  грызет ногти, пальцы, кусает руки;
  •  себя бьет по лицу;
  •  все новое (даже игрушки) встречает агрессивно, с приступами истерики;
  •  боится панически незнакомых людей;
  •  вздрагивает, пугается даже знакомых звуков;
  •  боится света, все время выключает его.
  •  повторяет монотонно слоги;

Если хотя бы несколько признаков подходят вашему ребенку, стоит озаботиться.

Поведение ребенка с аутизмом

При детском аутизме, преимущественно, нарушаются коммуникативные функции, контакт ребенка со всеми окружающими его людьми. Ребенок живет в своем замкнутом мире осязательных ощущений, звуков, визуальных образов. Родители являются для него исключительно инструментальным источником, их роль предоставить пищу, тепло, комфорт. Больные детским аутизмом – педантичны, поведение их неадекватно. Они могут, длительное время, крутит все, что попало в поле зрения; пуговицу, шнурок, крышку с кастрюли, наблюдать за струей воды из крана. Они могут на одном месте долго кружиться по кругу, ходить на цыпочках по комнате.

Больные детским аутизмом необыкновенно музыкальны: они наслаждаются любимыми мелодиями, песнями и даже отдельными звуками. Трехлетний малыш реагирует равнодушно на дистанционно управляемую машинку, но неописуемо восторгается при звуке будильника.

Выглядят маленькие аутисты уверенными и независимыми. Гуляя, он шагает один, не допуская попытки держать его за руку, и если только он испугался чего-то, прячется за родителей. Но страхи таких детей трудно объяснить с точки зрения простейшей логики: он может испугаться пылесоса, стиральной машинки, шумных и людных мест, но, обычно, не боится высоты, движения транспорта, может поперек улечься на проезжей части дороги.

В большинстве случаев, маленький аутист отвергает попытки матери его успокоить, обнять, приласкать, поцеловать, отодвигаясь от нее. А о контактах с людьми посторонними: врачами, парикмахером, продавцом — не может быть и речи. Бурно сопротивляется медицинскому осмотру, доходя до истерики. Накормить такого ребенка — проблема. Ребенок безоговорочно отвергает все новые блюда, облюбовав себе пищу из 2-3 блюд.

Дети нейротипичные, то есть без отклонений в развитии с наслаждением подражают действиям взрослых: моют руки, говорят по телефону, вытирают салфеткой рот после еды как мама. Ребенок, имитируя, сигнализирует нам о стремлении получить знания, навыки, социально-значимые действия.

Родители детей с тяжелым аутизмом попадают в замкнутый круг: ребенок не копирует временами даже самые простые, обычные действия, нет сигнала о готовности развития навыка. Когда родители такого ребенка срочно начинают обучать его тому, что его одногодки давно уже усвоили: есть самостоятельно, ходить в туалет на горшок, самому одеваться, ребенок агрессивно воспринимает их действия. И это вполне объяснимо, ведь у ребенка свой мир и он желает заниматься тем, сто ему нравится, к примеру, долго и нудно открывать и закрывать шкаф, теребить какую-нибудь тряпочку или раскачиваться.

И еще несколько важных фактов для родителей об аутизме у детей:

  • Относитесь разумно к слишком пессимистичным или слишком оптимистичным прогнозам.
  • Аутичный ребенок не инопланетянин, не безнадежный инвалид и не скрытый гений. Аутизм – это все-таки серьезное малоизученное заболевание, и оно не является поводом для бездействия, стыда или гордости.
  • Не следуйте совету «принимать его таким, как есть, просто любить, не мучить ребенка различными диетами и занятиями». Боритесь терпеливо и упорно с его заболеванием.
  • Не ищите волшебных «таблеток от аутизма», с эффектом быстрого выздоровления.
  • Начните восстановление здоровья ребенка заблаговременно, ведь от этого зависит положительный результат. 50% вероятности того, что аутичный ребенок став взрослым не будет страдать аутизмом, благодаря вашим сегодняшним усилиям.
  • Ведите записи. Фиксируйте ежедневно все наблюдения, изменения в поведении ребенка.
  • Наметьте на ближайшую перспективу план конкретных действий.
  • Постарайтесь не жалеть себя, не поддавайтесь унынию.
  • Общайтесь активно с родителями детей с аутизмом, взаимообменивайтесь новостями и практикой воспитания. Становитесь членами родительских сообществ по аутизму, изучайте интернет-ресурсы.
  • Принимайте великодушно помощь, помогайте другим.
  • Помните, что главным ресурсом вашего ребенка являетесь Вы, Ваши душевные силы и здоровье. Старательно заботьтесь о себе.

Трудно в точности соблюдать и следовать всем советам, но любовь к своему маленькому сокровищу материнские силы утраивает.